Наталья Шагойко: "Учителя должны давать детям "Билет в будущее" и мотивировать их к достижению целей"
Наталья Шагойко, учитель английского языка и классный руководитель 8а и 9а классов средней школы №8 г. Иваново:
– Работая учителем в школе, я считаю деятельность классного руководителя одной из основополагающих в образовательном процессе. Особенно важной она становится в переходном возрасте, когда учащиеся из младших классов переходят в среднее звено, переживая сложный этап самоопределения. Затем дети начинают задумываться о своем будущем, и именно классный руководитель может помочь им с мотивацией, ориентирами и выборами, которые станут основой их дальнейшего жизненного пути.
Несколько лет назад я была классным руководителем старшего звена и столкнулась с реальной проблемой: мои ученики, поступившие в 10 класс с универсальным профилем, были настолько не уверены в своем будущем, что это отражалось на их учебной мотивации. Тогда я поняла, как сильно не хватает в школах системной и своевременной профориентации.
При наблюдении за 10 классом, казалось, что ребята не имели четкого представления о том, что будет с ними после школы. Их будущие профессии часто оставались в тени, а учебные предметы воспринимались лишь как препятствия на пути к незаслуженно сложным экзаменам. Некоторые ученики выбирали предметы для сдачи ЕГЭ "на авось", не имея представления о реальных потребностях рынка труда и о том, какие специалисты востребованы.
Но и мне моих знаний не хватало: я беседовала с психологами, встречалась с представителями учебных заведений, чтобы стать неким навигатором в мире профессий и мотиватором для формирования у детей понимания важности осознанного выбора.
После достаточно тяжелого первого выпуска началась работа с моими новыми пятиклассниками, чьи интересы были связаны только с развлечениями. В классе царила гиперактивность и поверхностная мотивация. У детей не было понимания важности учебы и стремления к саморазвитию. К счастью, в этот период нам предложили принять участие в муниципальном конкурсе агитбригад "Есть такая профессия" от центра "Перспектива". В рамках подготовки мы познакомились с множеством профессий, и наша агитбригада сняла ролик в стиле "Ералаша". Этот видеоклип занял призовое место в конкурсе и стал настоящим толчком для многих моих учеников, которые, наконец, начали проявлять интерес к реальному миру профессий.
Вскоре, благодаря поддержке родителей, мы организовали несколько экскурсий в необычные для детей учреждения: отдел конвоирования УФСИН России по Ивановской области, Ивановскую Пожарно-Спасательную Академию государственной противопожарной службы МЧС России, родильный дом №1. Ребята с интересом познакомились с разными профессиями близких родственников и начали постепенно приходить к пониманию того, что им действительно может быть интересно.
Параллельно с этим, в школах был внедрен курс профориентации "Россия – мои горизонты", и наш класс присоединился к проекту "Билет в будущее". Этот проект стал настоящим открытием: он позволяет не только углубить знания школьников о профессиях, но и предоставить им реальные инструменты для осознанного выбора своей будущей профессии.
В рамках проекта мои ученики проходят диагностики, знакомятся с множеством профессий через профессиональные пробы в колледжах и экскурсии на предприятиях. Эти практические занятия позволяют школьникам не просто узнать и услышать, но и на практике увидеть, как работают специалисты разных отраслей. Уже в 7 классе, после участия в проекте, мотивация детей к учебе значительно повысилась. Они начали осознавать, что выбор профессии – это не только их будущее, но и возможность изменить свою жизнь.
Я поняла, насколько важно развивать у детей уверенность в своем будущем уже в школьные годы, помогать им осознать, что их образование – это основа для того, чтобы выбрать не просто интересную, но и востребованную профессию, подходящую им по индивидуальным особенностям. При этом и мне самой приходится постоянно развиваться, чтобы быть эффективным наставником для детей в их поисках, научиться направлять детей, мотивировать и поддерживать их выбор.
Сегодня, наблюдая за тем, как мои ученики уверенно идут к целям, я понимаю, что это – правильный выбор и для меня, и для них.
Наталья Шагойко, учитель английского языка и классный руководитель 8а и 9а классов средней школы №8 г. Иваново:
– Работая учителем в школе, я считаю деятельность классного руководителя одной из основополагающих в образовательном процессе. Особенно важной она становится в переходном возрасте, когда учащиеся из младших классов переходят в среднее звено, переживая сложный этап самоопределения. Затем дети начинают задумываться о своем будущем, и именно классный руководитель может помочь им с мотивацией, ориентирами и выборами, которые станут основой их дальнейшего жизненного пути.
Несколько лет назад я была классным руководителем старшего звена и столкнулась с реальной проблемой: мои ученики, поступившие в 10 класс с универсальным профилем, были настолько не уверены в своем будущем, что это отражалось на их учебной мотивации. Тогда я поняла, как сильно не хватает в школах системной и своевременной профориентации.
При наблюдении за 10 классом, казалось, что ребята не имели четкого представления о том, что будет с ними после школы. Их будущие профессии часто оставались в тени, а учебные предметы воспринимались лишь как препятствия на пути к незаслуженно сложным экзаменам. Некоторые ученики выбирали предметы для сдачи ЕГЭ "на авось", не имея представления о реальных потребностях рынка труда и о том, какие специалисты востребованы.
Но и мне моих знаний не хватало: я беседовала с психологами, встречалась с представителями учебных заведений, чтобы стать неким навигатором в мире профессий и мотиватором для формирования у детей понимания важности осознанного выбора.
После достаточно тяжелого первого выпуска началась работа с моими новыми пятиклассниками, чьи интересы были связаны только с развлечениями. В классе царила гиперактивность и поверхностная мотивация. У детей не было понимания важности учебы и стремления к саморазвитию. К счастью, в этот период нам предложили принять участие в муниципальном конкурсе агитбригад "Есть такая профессия" от центра "Перспектива". В рамках подготовки мы познакомились с множеством профессий, и наша агитбригада сняла ролик в стиле "Ералаша". Этот видеоклип занял призовое место в конкурсе и стал настоящим толчком для многих моих учеников, которые, наконец, начали проявлять интерес к реальному миру профессий.
Вскоре, благодаря поддержке родителей, мы организовали несколько экскурсий в необычные для детей учреждения: отдел конвоирования УФСИН России по Ивановской области, Ивановскую Пожарно-Спасательную Академию государственной противопожарной службы МЧС России, родильный дом №1. Ребята с интересом познакомились с разными профессиями близких родственников и начали постепенно приходить к пониманию того, что им действительно может быть интересно.
Параллельно с этим, в школах был внедрен курс профориентации "Россия – мои горизонты", и наш класс присоединился к проекту "Билет в будущее". Этот проект стал настоящим открытием: он позволяет не только углубить знания школьников о профессиях, но и предоставить им реальные инструменты для осознанного выбора своей будущей профессии.
В рамках проекта мои ученики проходят диагностики, знакомятся с множеством профессий через профессиональные пробы в колледжах и экскурсии на предприятиях. Эти практические занятия позволяют школьникам не просто узнать и услышать, но и на практике увидеть, как работают специалисты разных отраслей. Уже в 7 классе, после участия в проекте, мотивация детей к учебе значительно повысилась. Они начали осознавать, что выбор профессии – это не только их будущее, но и возможность изменить свою жизнь.
Я поняла, насколько важно развивать у детей уверенность в своем будущем уже в школьные годы, помогать им осознать, что их образование – это основа для того, чтобы выбрать не просто интересную, но и востребованную профессию, подходящую им по индивидуальным особенностям. При этом и мне самой приходится постоянно развиваться, чтобы быть эффективным наставником для детей в их поисках, научиться направлять детей, мотивировать и поддерживать их выбор.
Сегодня, наблюдая за тем, как мои ученики уверенно идут к целям, я понимаю, что это – правильный выбор и для меня, и для них.